Рост объема авиаперевозок вновь замедлился
в июле

Come Sail Away With Us!

IATA, 3 сентября 2012 года

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) опубликовала данные по объемам перевозок за июль 2012 года, свидетельствующие о замедлении роста объема авиаперевозок как в пассажирском, так и в грузовом секторе, отмечая при этом существенные различия в зависимости от рынка и региона.

В июле спрос на пассажирские перевозки вырос на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время в июне рост спроса составил 6,3%. Средний рост показателя в первом полугодии 2012 года составил 6,5%. Замедление темпов роста объема пассажирских авиаперевозок вызвано недавним падением индекса доверия к бизнесу во многих отраслях экономики.

Спрос на грузовые авиаперевозки в июле был на 3,2% ниже, чем в аналогичный период прошлого года. По сравнению с июнем спрос в июле почти не изменился, составив минус 0,1%. Большая часть спада вызвана сравнением с относительно успешным июлем прошлого года, но в целом сегмент грузовых авиаперевозок демонстрирует низкие показатели, соответствующие общему спаду в мировой экономике.

Авиакомпании ответили на снижение спроса сокращением объемов провозных емкостей. Этот шаг позволил стабилизировать коэффициент пассажирской загрузки на достаточно высоком уровне и обеспечить показатели прибыли на фоне высоких цен на топливо. В июле рост емкостей по пассажирским перевозкам вырос на 3,6%, в соответствии с ростом объема перевозок, позволив сохранить достаточно высокий коэффициент пассажирской загрузки 83,1%.

«Нестабильные экономические перспективы негативно влияют на спрос на авиаперевозки. Грузовые перевозки сократились на 3,2% по сравнению с прошлым годом. В сфере пассажирских перевозок, кроме Африки, Ближнего Востока и внутренних перевозок в Китае, мы так же наблюдаем спад спроса в июле по сравнению с июнем. Общий объем спроса на авиаперевозки все еще показывает рост на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но тенденция к его снижению очевидна. Эти факторы, в совокупности с высокими ценами на топливо, обещают авиационной отрасли трудности во втором полугодии 2012 года», – комментирует ситуацию Тони Тайлер, генеральный директор ИАТА.

Международные пассажирские перевозки

Спрос на международные пассажирские перевозки в июле вырос на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что полностью совпадает с показателями роста емкостей на 3,5%. Коэффициент пассажирской загрузки составил 83,3%. Спад становится очевидным при сравнении с показателями июня, когда рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составлял 7,5%. Средний рост спроса в первом полугодии так же составил 7,5%. Замедление роста спроса в сегменте международных пассажирских перевозок накапливалось в течение последних нескольких месяцев, став продолжением падения индекса доверия к бизнесу. Ослабление на ряде ключевых рынков внутренних авиаперевозок было очевидным в течение достаточно длительного периода. Только авиаперевозчики Африки и Ближнего Востока демонстрируют ежемесячный рост показателей. Авиаперевозчики в других регионах в июле сообщили о совокупном падении объема спроса на международные пассажирские перевозки по сравнению с июнем.

Европейские перевозчики зафиксировали рост спроса на международные авиаперевозки на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 7,3% ниже уровня июня 2012 года). Средний коэффициент пассажирской загрузки составил 85,7%. Показатели июля демонстрируют небольшой спад по сравнению со средним показателем роста спроса на уровне 6,5% в первом полугодии 2012 года. Несмотря на рецессию, на многих внутренних европейских рынках авиаперевозчики смогли сохранить рост спроса на перевозки на магистральных направлениях в регионы, где экономические показатели выше.

Североамериканские авиакомпании отмечают спад спроса на международные перевозки на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (после роста на 1,6% в июне). Частично это вызвано решением по сокращению объема провозных емкостей на североатлантическом рынке. По сравнению с июнем спрос снизился на 1,3%. Коэффициент пассажирской загрузки составил 86,7%, что является самым высоким показателем среди регионов.

Рост спроса в азиатско-тихоокеанском регионе составил всего 0,9%. Это самый большой спад в сравнении с 5,8% роста спроса, зафиксированными в июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, показатели июля на 1,3% меньше показателей прошлого месяца (июнь). Таким образом, по сравнению с азиатско-тихоокеанскими перевозчиками, европейские авиакомпании получают больше преимуществ от укрепления торговых потоков между Западом и Востоком, в то время как авиаперевозчики Ближнего Востока продолжают конкурировать на дальнемагистральных маршрутах. Тенденция снижения спроса началась во втором квартале 2012 года и теперь продолжается в третьем.

Латиноамериканские авиакомпании сообщают о росте спроса на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, демонстрируя второй по счету самый высокий результат среди регионов. Коэффициент пассажирской загрузки остался неизменным и составил 82%. Тем не менее, авиаперевозчики в регионе не смогли переломить общую тенденцию спада после среднего показателя роста спроса в 10,1% в первом полугодии 2012 года. Недавно ключевые игроки региона, такие как Бразилия, пережили замедление экономического развития, что повлияло на спрос в секторе пассажирских и грузовых перевозок.

Перевозчики Ближнего Востока демонстрируют самый высокий рост спроса на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время рост объема провозных емкостей составил 12,4 . По сравнению с июнем рост спроса вырос всего на 0,1. На рост показателей в регионе повлиял в том числе Рамадан, который начался в этом году отмечается в июле.

Африканские авиаперевозчики отмечают рост спроса на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, немного ниже роста объема провозных емкостей на 6,3 . Коэффициент загрузки составил 73,1, что стало худшим показателем среди всех регионов. В первом полугодии 2012 года авиаперевозчики континента продемонстрировали средний рост спроса на 10,8%. Частично этот показатель обусловлен отголосками «Арабской Весны», но также отражает недавние экономические успехи многих африканских государств.

Внутренние пассажирские перевозки

На внутренних рынках так же отмечался слабый рост спроса, продолжающий тенденцию начала этого года. В целом рост спроса составил 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что меньше июньского показателя в 4,2%. Тем не менее, не все рынки демонстрировали нисходящую тенденцию. Китай и Бразилия отмечают заметный рост спроса, что компенсировалось спадом на рынках Индии и Японии.

Внутренний рынок Китая оправился от спада, произошедшего ранее в этом году, и продемонстрировал рост спроса на 9%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что превышает показатель июня (7,8%). С ростом объема провозных емкостей на 12,1%, коэффициент пассажирской загрузки снизился до 84,1% по сравнению с 86,5% за аналогичный период прошлого года.

Японский рынок показывает рост на 4,2 % по сравнению с прошлым годом, что, тем не менее, на 1% меньше июньского результата. Рост объема провозных емкостей составил 7,9%, а коэффициент пассажирской загрузки стал самым слабым среди всех рынков и составил 58,7%. В целом рынок демонстрирует спад на 4% по сравнению с прошлым годом и на 10% по сравнению с периодом до землетрясения и цунами.

В США спрос на внутренние перевозки сократился на 0,4%, в то время как объем провозных емкостей увеличился на 0,2%. Коэффициент пассажирской загрузки снизился до 86,8% по сравнению с 87,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, тем не менее, остается самым высоким показателем среди всех рынков.

Внутренний рынок Бразилии демонстрирует второй результат после Китая с ростом спроса на 8,5% и ростом объема провозных емкостей на 3%. Коэффициент пассажирской загрузки вырос до 77,7%, превысив показатель июля прошлого года (73,8%). Тем не менее, темп роста замедлился, уступив июню 2,3%.

Спрос на внутренние перевозки в Индии упал на 1,1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, что является худшим показателем среди всех регионов и отражает ослабление экономики наряду с рядом других факторов. После роста на 20% и выше в 2010 и начале 2011 года, индийский рынок замедлил рост в конце 2011. Объем провозных емкостей в июле вырос на 2,1%, что повлекло за собой снижение коэффициента загрузки до 69,6% по сравнению с 71,8% в прошлом году.

Грузовые перевозки (внутренние и международные)

Спрос на грузовые перевозки сократился на 3,2% по сравнению с июлем 2011 года и остался неизменным в сравнении с июньскими результатами. Перевозчики Ближнего Востока отмечают рост спроса на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как другие рынки переживают спад, а небольшой подъем, замеченный в конце 2011 года не нашел развития.

Перевозчики в азиатско-тихоокеанском регионе отмечают спад спроса на 7,6% по сравнению с прошлым годом. Это самый резкий спад среди всех регионов, в то время как объем провозных емкостей снизился всего на 4,3%. Рост спроса на грузовые перевозки в регионе остановился в четвертом квартале 2011 года. Европейские перевозчики сообщают о спаде спроса на 3,6% при увеличении провозных емкостей на 0,9%. Рост спроса на грузовые перевозки в Европе составил всего 1% с четвертого квартала 2011 года. Североамериканские грузовые перевозчики так же отмечают спад на 3,6% с и аналогичное сокращение объемов провозных емкостей. Коэффициент загрузки стал самым низким среди всех регионов и составил 32,3%.

Грузовые перевозчики Ближнего Востока сообщают о росте спроса на 16%, а также росте объемов провозных емкостей на 11%, что позволило поднять коэффициент загрузки на 2% до 45.3%.

Спрос на услуги грузовых перевозчиков Латинской Америки упал на 5,6%, в то время как объем провозных емкостей увеличился на 13,9%. В результате коэффициент загрузки составил 35,2%.

Данные об африканском рынке недоступны и будут предоставлены в следующем месяце.

Итоги

«Успех Олимпийских Игр в Лондоне стал важным напоминанием о том, какую жизненно важную роль международная авиация играет в объединении мира и обеспечении доступности таких крупных международных событий. Сейчас все взгляды обращены к Бразилии, которая примет Чемпионат Мира 2014 года и Олимпийские Игры в 2016 году. И снова авиация сыграет ключевую роль», – говорит г-н Тайлер.

«Для того чтобы подготовить авиационную инфраструктуру Бразилии к подобному вызову, необходима совместная работа представителей правительства и отрасли», – утверждает Тони Тайлер. Бразильская авиационная отрасль обеспечивает 940 000 рабочих мест и 1,3% ВВП. Сеть воздушных сообщений поддерживает динамичное развитие Бразилии как одной из стран БРИК. В то же время, несмотря на важность воздушного транспорта для Бразилии, страна занимает 93 место по качеству развития авиационной инфраструктуры в рейтинге World Economic Forum’s Travel and Tourism Competitiveness Index (рейтинг конкурентоспособности Туризма и Путешествий Всемирного Экономического Форума).

На прошлой неделе ИАТА в партнерстве с Латиноамериканской и Карибской ассоциациями воздушного транспорта провели первый День Авиации в Бразилии. «Ориентируясь на международные стандарты, отрасль и правительство изучили пути кооперации. Это необходимо для поддержки авиации в Бразилии как ключевого фактора развития, при условии осуществления полетов на еще более высоком уровне безопасности, эффективности и устойчивого развития», – комментирует событие г-н Тайлер, – «То, что верно для Бразилии, верно и для остального мира. Авиация обеспечивает 56,6 миллионов рабочих мест и приносит около $2,2 триллионов в мировую экономику. Правительства должны использовать этот ресурс мудро, обеспечивая систему налогообложения, которая не препятствует развитию, законы, которые упрощают развитие и внедряя инфраструктуру мирового уровня, способную обеспечить эффективное развитие», – завершает он.


«